Источник 4. Интервью Андрея Воробьева
Часть 1. Киев. Глава 4. Проба пера

Андрей Воробьев: мы настолько перемешаны, связаны, что просто взорвать наше единство невозможно // Русские на Украине. 3 июня 2013. URL: http://neutral-ua.org/news/7845.html

— Дайте, пожалуйста, ответ: насколько значимо для Российской Федерации вступление украинского государства в Таможенный союз?

— Мы у себя в России работаем над серьёзной модернизацией промышленности, промышленного сектора. Поэтому мы всё-таки предполагаем, что если украинская сторона тоже рассчитывает на модернизацию своих производств, своих заводов, то в общем сделать это было бы логично и возможно, прежде всего, сохраняя кооперационные контакты, кооперационные поставки. Собственно, потому мы и считаем целесообразным вступление Украины в Таможенный союз. Оно и нам бы помогло: облегчило бы модернизацию нашей экономике, нашей индустрии и украинской стороне тоже.
Есть на Украине разные взгляды на эту тему. Некоторые считают, что почему-то новые технологии принесёт сюда только вступление в Европейский союз. Украина, кстати, львиную долю своей промышленной продукции, машиностроительной высокой степени переработки, поставляет в Россию и постсоветские страны. Естественно, что, не вступая в Таможенный союз, она отказывается от этих рынков. Таким образом, её промышленный потенциал будет меняться.
Знаем, некоторые говорят о том, что альтернатива Таможенному союзу есть для Украины, но она состоит для индустриализации в полном переводе экономики на аграрные рельсы. Ну, я думаю, что столь радикальные изменения экономического ландшафта требуют серьёзных размышлений прежде всего в рамках всего общества, а это, следовательно, референдум, к чему украинское политическое руководство возможно и придёт, когда станет вопрос о необходимости определиться. Что делать? Вечный русский, он же украинский, вопрос…

— Многие люди, в том числе и молодые, сердцем понимают, почему нужно дружить нашим государствам — Российской Федерации и Украине. Но умом не могут понять. Чтобы вы могли сказать в этом плане нашей молодёжи?

— Мы же соседи. А с соседями всегда лучше иметь хорошие отношения. Тем более что это не просто соседство, а, можно даже сказать, взаимное переплетение. Мы настолько связаны миллионами самых разнообразных связей и нитей: экономических, природных, человеческих, прежде всего, последнее, может быть, не всегда вспоминается в наш меркантильный век. Мы настолько перемешаны: миллионы русских живут на Украине. И я думаю, что число украинцев, проживающих в той стране, которая сегодня называется Российской Федерацией ничуть не меньше. Я даже иногда позволяю себе шутить, что у нас где-нибудь в Тюменской области собственно украинцев может оказаться ещё больше, чем, скажем, на территории Донбасса или Крыма, а то и их вместе взятых.
Наше единство — это наше большое историческое достояние, оно нам во многом помогало в истории, после того, как мы объединились, восстановив историческую справедливость в 1654 году, по решению Переяславкой рады.
Я приведу пример, который многим покажется некорректным, кому-то даже вызывающим. Иногда многие друзья и коллеги среди украинской молодёжи спрашивают: «А вот Русский Мир, а что такое Русский Мир, а где он этот Русский Мир?». Если вы поедите в Винницкую область, в километрах 180-ти, в Погребищенском районе, в селе Круподелинцы, до сих пор есть имение графа Николая Павловича Игнатьева — основателя Сан-Стефанской Болгарии, человека, который очень много сделал для независимости южных славян. Впоследствии — министр внутренних дел Российской Империи. Так вот, уйдя в отставку, он купил себе имение в тёплых краях, построил там мельницу и храм в византийском стиле в память о своём пребывании в Болгарии. Вот, собственно, это и есть Русский Мир.
Мы настолько перемешаны, связаны, что взорвать это единство невозможно, оно уже настолько массовое, что работает на самовоспроизводство. И искусственные попытки это разорвать не принесут ничего, кроме вреда, кроме ломки социально-культурного кода, что в общем может ударить по здоровью народа.
Пытался сердцем объяснять, почему нужно дружить умом…

— Каково ваше мнение, реально ли Украине получить статус наблюдателя при Таможенном союзе?

— Существует Евразийская экономическая комиссия, при которой можно, видимо, получить статус наблюдателя, но насколько я знаю, он пока не разрабатывался. Но вскоре он будет разработан, поэтому не вижу никаких проблем. Украина, да и целый ряд других стран, в частности Киргизия, могли бы получить такой статус. Так что, Украина должна сама определиться и тогда препятствовать соответствующему статусу ничего не будет.

— Почему ранее российская сторона уже отвергала предложение Киева сотрудничать по формуле 3+1 в рамках Таможенного союза?

— Мы считали и продолжаем считать, что нас гораздо больше устроило, если бы Украина присоединилась в целом к Таможенному союзу. Поэтому отказ российской стороны на предложение Киева был всего лишь элементом переговоров.

— Как вы считаете, что является основным во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Украиной? Это экономические выгоды, геостратегическое партнёрство или культурные и духовные связи?

— Миллионы связей, объединяющих государства и народ, который не случайно раньше назывался «триединым русским народом» — вот это, собственно и продолжает оставаться важнейшим во взаимоотношениях между нашими государствами.
В Чернигове, в художественном музее, мне довелось увидеть оригинальный макет Микешинского памятника Богдану Хмельницкому, который стоит в Киеве, на Софиевской площади.
На самом деле, оригинальный авторский замысел был абсолютно другим. Памятник был многофигурный. А сейчас там только двое — конь и Богдан. Подлинник таков: конь Богдана задними копытами попирал польского шляхтича, из руки которого выпал меч, а передними копытами конь попирал фигуру католического ксёндза, что-то такое почти затоптанное в сутане и с характерным католическим крестом. А внизу, у основания этого утёса, находились три фигуры, которые символизировали триединство русского народа. Справа стоял мужик с бородой в косоворотке, в таком русском костюме, в каком любил ходить Василий Стасов; слева фигура с усами, как у западных белорусов — символ белорусского народа; и посередине сидела такая полная, мощная фигура кобзаря, который символизировал малороссийский народ.
У нас с поляками и так плохие отношения были, поэтому цензура посчитала необходимым шляхтича и ксёндза убрать. Тогда, разозлившись, Микешин сказал, что вообще ничего не будет, помимо коня и Богдана».